Федеральные образовательные стандарты
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Приложение: Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Утвержденные Образовательные стандарты не предусмотрены.
Родителям о ФГОС ДО
«Что такое ФГОС дошкольного образования?»
С учетом нового закона «Об образовании в Российской Федерации» (изменения от 22.07.2020 г.) детский сад является первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Все дошкольные образовательные учреждения России реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании в РФ» и согласно статье 2 пункту 6 закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Что является отличительной особенностью Стандарта?
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Т.е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Что является основными целями ФГОС ДО?
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- 1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
- 2. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:
2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;
- предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
4. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В Стандарт заложены требования к содержанию. Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
"Что должны знать родители о ФГОС ДО"
Вопросы и ответы о ФГОС дошкольного образования
Нормативные документы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 21.12.2012 года.
- Федеральный закон от 14.07.2022 №295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» (Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года)
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" (Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (ред. От 21.01.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства Просвещения РФ "О внесение изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".от 08.11.2022г. №955 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ от 06.02.2023 г. №72264)
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 22.11.2022 г. №1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022г №1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Концепция ФГОС
- Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019г. №31 «О внесение изменений в ФГОС ДО».
- Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2016 № 08-2328 «О бланках свидетельств дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды»
- Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования. (МР 2.4.0259-21 от 28.09.2021г)
- Постановление Правительства РФ от 12. 04. 2019г. №434 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признаний утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
- Правительство РФ Постановление от 26.12.2017г. №1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развития образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»
- Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 №1309 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Письмо Минпросвещения России от 01.11.2019 N ТС-2782/03 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о реализации Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка»)
- РП РФ от 24.12.2013 №2506-р (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации»
- Приказ Миобрнауки России от 14.06.2013 №462 (ред от 14.12.2017) Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации
- Приказ Минпросвещения России от 12.05.2021 N 241 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ»
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 21.06.2017 307-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»
- РП РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Распоряжение Минпросвещения России от 23.08.2021 N Р-196 «Об утверждении примерного календарного плана воспитательной работы на 2021/2022 учебный год»
- Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2017 № 01/14380-17-32 «Об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ»
- Письмо Минпросвещения России от 21.06.2021 N 03-925 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»)
- Письмо Минпросвещения России от 04.08.2020 N ДГ-1249/06 «О внедрении примерной программы воспитания»
- Письмо Минпросвещения России от 16.07.2021 N АЗ-288/06 «О направлении примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
- Письмо Минпросвещения России N СК-114/06, Рособрнадзора N 01-115/08-01 от 26.04.2021 «О направлении разъяснений» (о рабочей программе воспитания)
- Письмо Минпросвещения России от 26.08.2021 N АБ-1361/06 «О примерном календарном плане воспитательной работы»
- Письмо Минпросвещения России от 29.10.2021 N ТВ-1893/04 «О направлении информации»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Постановление Правительства Челябинской области «О государственной программе «Поддержка и развития дошкольного образования в Челябинской области на 2015-2025 годы»
- Письмо Минобрнауки Челябинской области от 11.09.2015 № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»
- Приказ Минобрнауки Челябинской области от 12.01.2021 № 01/12 «О разработке и реализации рабочих программ воспитания»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.01.2022 №01/123 "О организации работы по внедрению Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области 2021-2025 года"
- Письмо Комитета по делам образования г. Челябинска "О государственных символах Российской Федерации"
- Методические рекомендации об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также отдыха детей и их оздоровления"
- Письмо Министерство образования и науки Челябинской области от 30.06.2022 №6249 «Методические рекомендации по определению единых подходов к понятиям «тьютор», «методист», «наставник», «эксперт», «куратор», «ментор», «индивидуальный образовательный маршрут педагога» и применение их в региональной системе обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательной организаций Челябинской области
- Приказ Комитета по делам образования города Челябинска « Об утверждении дорожной карты по повышению качества дошкольного образования на 2022-2024гг
- Приказ Комитета по делам образования города Челябинска « Об организации работы по приоритетным направлениям дошкольных образовательных учреждений города